• 2

ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ И ВОИНСТВО ЗЕМНОЕ

ВОИНСТВО НЕБЕСНОЕ И ВОИНСТВО ЗЕМНОЕ 

К 800-летию Александра Невского 

13 мая 2021 г. в 16 часов в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка русского религиозного искусства 

 

  Имя святого благоверного князя Александра Невского прочно вошло в историю русского воинства и еще шире – в историю русского религиозного искусства как одно из ключевых. Опираясь на слова известного историка В.Г. Вернадского, можно сказать, что образ святого князя воплощает в себе и идеал крайней решительности, проявленной им на Западе, и подвиг смирения, обращенный на враждебный тогда Восток.  

  В этом смысле особая «соборность» религиозного мышления тесно связывает образ Александра Невского с целой плеядой святых воинов и их покровителей. Незримая, но очевидная для религиозного сознания общность «Небесного воинства» находит свое воплощение в памятниках искусства, изобразительный язык которых во всякое время вырабатывает собственные художественные формы. Произведения, представленные на выставке, призваны обозначить изменения этого изобразительного языка и, вместе с тем, показать преемственность традиции и актуальность образов святых воинов в современном мире. 

  Самым ранним памятником такого рода из представленных на выставке можно считать двустороннюю икону «Святой Никола Зарайский и Спас Нерукотворный», датированную XVII веком. Сама форма бытования подобных икон связана с идеей защиты «от бед и врагов», а в соединении образов Николы Зарайского и Спаса Нерукотворного подчеркнута их охранительная функция, напоминающая о драматичных событиях рязанской истории. 

  Большую часть экспозиции составляют иконы синодального периода – времени, религиозное искусство которого часто характеризуется термином «обмирщение». Образы святых Георгия, Александра Невского, Архистратига Михаила наряду с другими приобретают черты, характерные античным героям в барочной или классицистической интерпретации. Такая, на первый взгляд, «профанация» священного образа в культуре XVIII – XIX вв. в реальности помогает ввести его в круг повседневных чаяний современности, приблизить к человеку, воспитанному в традициях панъевропейской культуры. Противоположным примером такой актуализации образа может служить парсуна с изображением Александра Невского из постоянной экспозиции Рязанского художественного музея: являясь по сути полным анахронизмом для второй половины XVIII века, это произведение демонстрирует те же тенденции, что и типичные произведения синодального искусства. 

  Прерванная непростыми событиями первой половины ХХ в. живая преемственность русского религиозного искусства возрождается уже в конце ХХ – начале XXI вв. Современные иконописцы и архитекторы, опираясь на наследие классической древнерусской традиции, создают образы, органично существующие в пространстве современного мира. Экспозиция предлагает возможность отчасти проследить пути формирования актуального и по сей день образа «Небесного воинства»: от зарождения архитектурного замысла до готового проекта храма, от эскиза иконостаса к его воплощению. Иконы из храма Казанского женского монастыря и церкви в часть иконы Божией Матери «Всецарица» созданы разными мастерами; введение их, пусть и на время, в музейную среду позволяет яснее акцентировать внимание на художественных качествах, прочувствовать изменения изобразительного языка. 

  В современном искусстве образ святого воина выходит за рамки храмового искусства. Появление на выставке скульптуры малых форм демонстрирует движение к поиску новых художественных средств для воплощения духовного идеала решимости и смирения. 

 

Выставка  работает с 13 мая по 8 августа  2021 г. в художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час.  

Выходной день – понедельник. Санитарный день – первая пятница месяца.  

Тел. для справок (4912) 44-18-83

Комментарии закрыты