• 2

«Патриархальная Россия. Купеческий портрет XVIII – начала XX вв.»

«Патриархальная Россия. Купеческий портрет XVIII – начала XX вв.»

В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина

10 декабря 2015 года в 16 час. открывается выставка произведений живописи из фондов Государственного Исторического музея (Москва)
Более 30 лет крупнейший музей России на Красной площади столицы любезно предоставляет произведения искусства из своих запасников в музеи нашего города. Одной из первых экспозиций из фондов ГИМ в нашем художественном музее была выставка купеческих портретов, состоявшаяся в конце 1980-х. Нынешняя выставка в какой-то степени её повторяет, но в дополненном и изменённом составе.
В России купцы были выделены в отдельное сословие. Купеческое сословие во всем разнообразии – это тот род людей, которые, занимаясь предпринимательством, смогли разбогатеть и употребить капитал на благотворительную и меценатскую деятельность. Достаточно посмотреть, сколько купеческих фамилий увековечены в названиях улиц и в организации различных учреждений, в том числе театров и музеев. Всё это создано благодаря энергичности этих людей, и от персонажей этих портретов исходит удивительная энергетика.
Портреты представителей купеческих родов XVIII –начала XIX века были заказаны и исполнены, в основном, для родовых портретных галерей. Они немногочисленны, так как создавались по поводу очень важных событий в жизни их героев, на них купцы сохраняют свой патриархальный вид, позируют в кафтанах старорусского покроя, демонстрируют жалованные купеческие медали. В этих портретах индивидуальны лишь лица моделей. Характер и темперамент портретируемых, а подчас даже их возраст остаются не выраженными. Не удивительно, что нам почти никогда не известны имена изображенных, как, впрочем, и имена живописцев. Портреты купчих в традиционных праздничных одеждах северных губерний России – Псковской, Архангельской, Тверской и Новгородской – обладают невероятными художественными качествами и воспринимаются как выражения человеческих типов.
Живописный портрет второй половины XIX – рубежа XIX–XX вв. создавал уже не родовую купеческую галерею, а череду индивидуальных образов, из которых складывался новый облик сословия. Возникшая в связи со свалившимся на нее от предыдущих поколений баснословным богатством «московская купеческая аристократия» могла позволить себе портретироваться у лучших живописцев – К.Е. Маковского, В.А. Серова, Л.О. Пастернака, А.Я. Головина. Однако диктат заказчика иногда оказывался сильнее художественного диктата живописца – и тогда возникал «портрет портретыч», по выражению В.А. Серова, в котором, несмотря на изящные позы и безукоризненный наряд, невольно проступало лицо нувориша. На выставке редкие произведения забытых художников соседствуют с шедеврами признанных мастеров. Вместе они дают возможность почувствовать силу удивительных по своей жизненной позиции личностей, прошедших в трех поколениях путь от крепостного крестьянина до купца, предпринимателя, банкира, собирателя и, наконец, мецената и благотворителя.
Представлено 45 живописных портретов, а также элементы декоративно-прикладного творчества, традиционные украшения зажиточных купцов Москвы. Уникальное собрание ГИМ дает возможность проследить эволюцию жанра от «купеческого» портрета к портрету купца, т.е. от костюмного и предметного изображения к психологическому портрету конкретного человека третьего сословия. Выставка работает с 10 декабря 2015 г. по 21 марта 2016 г. по адресу: г. Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18, по четвергам с 11 до 20 часов. Выходной день – понедельник. Первая пятница месяца – санитарный день. Телефон для справок: (4912) 44-18-83

Комментарии закрыты