• 2

Весна Патрикевна

Ирина Затуловская (Москва)
ВЕСНА ПАТРИКЕВНА
Живопись
9 марта – 16 апреля 2017 года

Оригинальное, памятное своей неповторимой интонацией каждому, кто с ним встречался, искусство московского художника Ирины Владимировны Затуловской (р. 1954) давно заслужило признание знатоков. Произведения мастера находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Московском музее современного искусства и многих других собраниях, российских и зарубежных.
Первое зрительское впечатление от работ И.В. Затуловской связано с материалом: неровными, покрытыми пятнами ржавчины листами железа, старыми буфетными дверцами с сохранившимися кое-где поломанными петлями, круглыми деревянными крышками неведомо от чего. Фактура этих поверхностей превращается И.В. Затуловской в пространственную среду, куда ею безошибочно и экономно – иногда двумя-тремя красочными мазками – вписывается изображение. Кистевой рисунок нарочито наивен, но отказа автора от себя, профессионала и человека городской книжной культуры, здесь нет. Есть искусная безыскусность. Зная народное творчество, зная опыт обращения к нему художников, И.В. Затуловская избегает стилизации, заимствований, её язык – язык прямого самовыражения.
Смыслы произведений мастера связаны с гуманистической традицией русской культуры, тоской по добру, правде и надеждой на них. Обнажённая бедность материалов выступает эквивалентом подлинности – жизни, мыслей, чувств; простые, как предложение из одного подлежащего, сюжеты противостоят завлекательности коммерческого гламура. Притом не стоит обманываться: работы И.В. Затуловской сложнее и тоньше, чем кажутся на первый взгляд. Рядом с женщинами в деревенских кофтах, лопухом, штанами на верёвке мы видим персонификации отвлечённых понятий, ассоциативные портреты великих поэтов и живописцев.
Нагляднее всего предметное и умозрительное соединяется в композициях с текстом. По образованию И.В. Затуловская художник книги (окончила Московский полиграфический институт в 1976 году), отсюда, вероятно, её вера в равноправие рисунка и слова. В композиции «Пространство и время» последнее изображено в виде часового циферблата, тогда как первое материализовано россыпью букв: ПРОСТРАНСТВО.
Каждая выставка И.В. Затуловской – авторский проект. Отбор экспонатов диктуется общей идеей, переклички между произведениями неслучайны. Выставка в Рязани, старинном русском городе, заранее предполагала раскрытие национальной темы. Раскрытие исподволь, через сопоставление многих образов, которые напрямую вроде бы не соприкасаются, но вместе воссоздают родной нам мир отечественной провинции. Поле, река, молитва; извечные уездные барышни Татьяна и Ольга, их мечты: «Апрель в Париже», «Маленькое чёрное платье», их реальность: «Опять огород», «Туманная Ока», «Чашка кофе». Духовное и материальное, грустное и весёлое слито в нерасторжимое целое, и это вполне соответствует авторскому взгляду на вещи (в том числе настоящие: чайничек, свёклу, сарафан).
Радость, конечно, сильнее печали. Голубой мартовской нотой звучит она в стихах И.В. Затуловской, давших название выставке, ею же определено настроение экспозиции: «Скоро пальтишки наденем, скоро наступит Весна Патрикевна».

Выставка работает ежедневно кроме понедельника и первой пятницы каждого месяца с 11 до 19 часов (касса до 18 часов), в четверг с 11 до 21 часа (касса до 20 часов) по адресу: Рязань, улица Свободы, дом 57

Комментарии закрыты