• 2

«Искусство, рожденное революцией»

«Искусство, рожденное революцией»

2 ноября 2017 г. в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открывается выставка «Искусство, рожденное революцией».
Октябрьская революция стала временем великих перемен не только в политике, государственном устройстве и идеологии, но и во всех областях искусства, в том числе, и искусства изобразительного. В Рязанском художественном музее сложилась коллекция работ ведущих мастеров того времени. На выставке из фондов представлены произведения живописи, графики и скульптуры, отражающие бурные перемены послереволюционных десятилетий.

Экспозиция дает возможность почувствовать характерное для первых лет после Октября экспрессивное истолкование революционных событий как стихийного явления, все сметающего на своем пути. В работе А.Е. Архипова «Октябрь в деревне» (1918) стремительно движущаяся масса народа, накатывающая, как волна, напряженные сочетания цвета как нельзя лучше передают дух и энергетику времени. Революция предстает перед нами как событие глобального масштаба, как единый порыв, объединивший и увлекший за собой народные массы. В суровые годы Гражданской войны переносит композиция С.В. Герасимова «Клятва сибирских партизан» – эскиз одноименной картины 1933 года, находящейся в Государственном Русском музее. Атмосфера многочисленных митингов и демонстраций, ставших узнаваемым атрибутом времени, выражена в картине В.Н. Мешкова и многочисленных рисунках С.И. Петрова.

Новыми героями послереволюционного искусства стали рабочие, колхозники, учащиеся-рабфаковцы, физкультурники. С упразднением литературных и художественных группировок и созданием единых творческих союзов в 1932 году в изобразительном искусстве начинают культивироваться темы строительства новой жизни. Появляются индустриальный жанр, картины на спортивную тему, образы счастливого детства. Оптимистичный настрой великолепно передан в работе С.А. Павлова «Школа имени КИМ» (1931), в рисунках А.Ф Пахомова и Д.Б. Дарана, запечатлевших культ здорового образа жизни созидателей нового общества. Изменился подход к крестьянской теме. В картине В.Д. Семеновой-Тян-Шанской «Уборка сена» (1933), рисунке Н.С. Трошина «Телятница» (1931) акцентируются внутреннее достоинство и социальная значимость крестьянина – хозяина на своей земле.

Тема индустриальных строек нашла отражение в работах А.В. Куприна «Бессемеровский цех» (1930), Г.Г. Ряжского «Индустриальный пейзаж», П.П. Соколова-Скаля «Строительство Красноводска» (1933).

Выставку дополняет мультимедийная программа, посвященная достижениям отечественного авангарда послереволюционных лет. Ставший ярчайшим явлением в мировом искусстве, он не вошел в коллекцию музея. Знакомство с виртуальной экспозицией мастеров «левых» течений позволит расширить представление зрителей о бурном и многоликом искусстве, рожденном на переломе эпох.

Выставка будет работать со 2 ноября по 3 декабря 2017 г. в Рязанском художественном музее по адресу: Рязань, ул. Свободы, 57. Вход с 11 до 18 час., по рабочим четвергам – до 20.00, кроме понедельника и первой пятницы месяца. Тел. для справок (4912) 44-18-83

Комментарии закрыты