• 2

СЕРГЕЙ КОВРИГИН (1950–2019). Графика, живопись

Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
СЕРГЕЙ КОВРИГИН (1950–2019). Графика, живопись
15 апреля – 20 мая 2021 года
Сергей Иванович Ковригин (1950–2019) был одним из наиболее ярких рязанских авторов своего поколения. Большая ретроспективная выставка печатной графики, рисунка и живописи открывается спустя полтора года после его смерти. Около сотни работ из Рязанского художественного музея и собрания семьи представляют вкратце весь творческий путь мастера.
В биографии С. И. Ковригина нет ни званий, ни официальных наград, притом мало кто в художнической среде Рязани пользовался равным С. И. Ковригину авторитетом. И дело не только в общепризнанных профессионализме и вкусе – на окружающих действовала несомненная причастность С. И. Ковригина высокому искусству, хотя творчество его даже сегодня непросто для восприятия.
Первые уроки будущий мастер получил у известного в городе педагога З. Г. Гнатковой. Затем – годы занятий в Рязанском художественном училище (1965–1969) и Московском художественном институте им. Сурикова (1973–1979). Открывающие выставку офорты из цикла «Портрет Севера»
С. И. Ковригин защищал в качестве институтского диплома; они принесли ему раннее признание и право на двухлетнюю государственную стипендию. Впоследствии стилистика художника серьёзно изменилась, однако верность офорту сохранялась им всегда. С. И. Ковригин умел выявить тональное богатство этой графической техники, красоту нюансировки за счёт неоднократных травлений. Закономерно, что наибольшее влияние на него оказали офорты великих живописцев: Рембрандта, Гойи, Пикассо, Моранди, Шагала.
Начало действительно самостоятельного творчества художника пришлось на 1980-е годы. В отличие от северного цикла, вдохновлённого далёким Салехардом, серии «Лето», «Русская песня», «Раздумье» связаны с впечатлениями от родной среднерусской природы, села Терехова на Оке, где С. И. Ковригин проводил лето с первого до последнего года жизни. Это самая обаятельная часть его наследия. Проступающие сквозь туман или морось деревья, дорога, утренние и вечерние сумерки запечатлены с редким чувством эстетической меры. Конкретное легко соединяется в гравюрах с условным, пейзажный образ при очень личной интерпретации не теряет узнаваемости.
Зрелый период работы С. И. Ковригина отмечен всё возрастающей субъективностью авторской позиции. Пережив сильное увлечение русским авангардом и европейским модернизмом, он освоил тот трудный пластический язык, на котором говорило новаторское искусство первой половины XX века, и попытался высказаться сам. Офорты 1990–2000-х годов могут поставить неподготовленного зрителя в тупик, их трудно расшифровать, однако в каждом ощущается напряжённая внутренняя жизнь автора. Рациональные смыслы многосложных композиций С. И. Ковригина нередко отступают перед экспрессией, страстью, прорывающейся в драматических контрастах тьмы и света.
Кроме печатной графики, которая являлась основной специальностью художника, выставка знакомит с его рисунком и живописью. Рисовал мастер постоянно – сохранились сотни произведений, многие с несколькими датами на полях. Увиденное в натуре проходило у С. И. Ковригина длительное формальное переосмысление, причём особую выразительность его рисункам сообщает необычная, намеренно грубая фактура со следами стираний, короблениями и даже разрывами бумаги.
Живопись мастера не менее интересна. В последние годы именно она вышла в его искусстве на первое место, хотя представлять свои опыты на суд публики С. И. Ковригин не спешил – произведения экспонируются впервые. Сегодня наряду с поздними графическими сериями «Жизнь на берегу» и «День на берегу» эти работы маслом воспринимаются как своего рода итог. В их образах-символах сконцентрированы художественная мысль и интуитивные прозрения автора, ощутима глубина самопознания, которое, собственно, и составляет главную тему его незаурядного творчества.
Для Рязани посмертная персональная выставка С. И. Ковригина должна стать важнейшим культурным событием года.
Выставка работает ежедневно кроме понедельника и первой пятницы каждого месяца с 11 до 19 часов (касса до 18 часов) по адресу: Рязань, Есенина, 112. Телефон для справок: 8 (4912) 44–03–77
ОТКРЫТИЕ СОСТОИТСЯ 15 АПРЕЛЯ В 16.00

Комментарии закрыты